Письмо в ЕГЭ: типичные ошибки и как их избежать
Раздел «Письмо» в 2008 году состоял из двух заданий: С1 – Письмо личного характера (критерии оценки которого относились к базовому уровню) и C2 – Письменное высказывание с элементами рассуждения (критерии оценивания которого относились к высокому уровню). В таблице представлена информация о типах заданий, уровне сложности, объеме, продолжительности выполнения заданий контрольных измерительных материалов в разделе «Письмо».
Структура и содержание раздела «Письмо»
Задание | Тип задания | Проверяемые умения
(основные блоки) | Требуемый объем | Время выполнения |
С1
|
Письмо личного характера |
- Дать развернутое сообщение - Запросить информацию - Использовать неофициальный стиль - Соблюдать формат неофициального письма |
100-140 слов |
20 мин. |
С2
|
Письменное высказывание с элементами рассуждения |
- Высказать свое мнение и привести аргументы, доказательства, примеры - Сделать вывод. Последовательно и логически правильно строить высказывание - Использовать соответствующие
- Правильно оформить стилистически в соответствии с поставленной задачей |
200-250 слов |
40 мин. |
Типичные ошибки экзаменуемых
1. Неумение определить стиль письма (официальный, неофициальный) в зависимости от адресата и вида задания. Неумение придерживаться выбранного стиля на протяжении всего задания
2. Неполное и/или неточное выполнение задания (см. колонку «Проверяемые умения» в таблице выше).
3. Невнимательное чтение инструкции к заданию, неумение извлекать из инструкции максимум информации.
4. Несоблюдение требований по объёму, указанному в тестовом задании. Недостаточный объем письменного высказывания, как и значительное превышение заданного объема, ведут к снижению баллов.
5. Лексические и грамматические ошибки.
Рекомендации для учащихся
по технологии обучения и по выполнению экзаменационных заданий
При выполнении задания С1 (личное письмо) следует:
1) внимательно прочитать не только инструкции, но и текст-стимул (отрывок из письма друга на английском языке).
2) выделить главные вопросы, которые следует раскрыть в работе и наметить для себя план своего ответного письма.
Для успешного выполнения задания С2 (письменное высказывание с элементами рассуждения) надо иметь в виду следующее:
1. В действующих КИМ предлагаются два типа заданий: высказать собственное мнение по определенной проблеме и высказать аргументы «за» и «против» определенной точки зрения. Учащиеся должны понимать, в чем эти два типа сочинений близки и чем они различаются, и соответственно строить свой текст.
2. В инструкциях к заданиям предлагается самый общий план письменного высказывания, который учащиеся должны уметь конкретизировать в соответствии с предложенной темой. Необходимо вырабатывать умение планировать письменное высказывание и строить его в соответствии с планом. При этом вступление и заключение не должны быть больше по объему, чем основная часть.
3. Следует также помнить, что для письменной речи характерно деление текста на абзацы, которые отражают логическую и содержательную структуру текста.
4. Рекомендуется особое внимание уделять средствам логической связи текста, как внутри предложений, так и между предложениями.